Изучая возможности человеческого мозга, испанские исследователи доказали, что человек может развить эхолокационные навыки сходные с навыками летучих мышей и дельфинов, которые распознают объекты через эхо от звука «клик», создаваемого специальными движениями языка.
Человек сходным образом может распознавать местонахождение и характеристики определенных объектов по эху от издаваемых им звуков (кликов или цоканья языком). Эти данные оказались очень полезными для развития навигаторских навыков у плоховидящих людей. Исследователи показали, что для овладения таким навыком не нужно длительных тренировок. Достаточно тренироваться 2 часа в день в течение 2 недель, чтобы научиться распознавать объекты на своем пути. В течение следующих 2 недель человек может научиться отличать деревья от других объектов. Таким образом, время необходимое человеческому мозгу для развития новых сенсорных навыков, даже меньше времени, затрачиваемого в среднем в день для просмотра телевизора.
Это означает, что возможности человеческого мозга неограниченны, и определенными тренировками можно развить любые навыки, а также улучшить звуковую память и распознавание звуков.
В настоящее время доступно большое количество слуховых аппаратов. Они даже более косметически привлекательны и более эффективны, чем можно было мечтать еще 10 лет назад. Но, что говорить, слуховые аппараты еще не все могут сделать для слабослышащих пациентов. Очень часто возможности настроек слухового аппарата ограничены особенностями потери слуха пациента. Однако недавние исследования показали, что особыми тренировками можно улучшить навыки по распознаванию речи.
К сожалению, очень многие из наших пациентов хотят, чтобы слуховой аппарат делал всю работу за них, и не хотят потратить свое время на развитие и улучшение коммуникационных навыков. С другой стороны, многие из слухопротезистов не хотят объяснять необходимость таких занятий. Очень просто настроить слуховой аппарат и отправить пациента домой со словами, что тот должен носить слуховой аппарат так долго, как возможно, надеясь, что необходимые навыки разовьются сами собой.
Последние исследования пластичности мозга показали, что мозг больше способен к переобучению и перераспределению своих ресурсов, чем мы предполагали раньше. Исследования по эхолокации - просто другой пример возможностей человека по приобретению новых навыков. Следует больше использовать этот потенциал для развития навыков лучшей разборчивости речи у пациентов со слуховыми аппаратами.
Двусторонняя тугоухость III–IV степени тяжести (любого происхождения) дает право человеку на получение льготного слухопротезирования через Социальный фонд России. Необходимо иметь заключение об инвалидности по этому заболеванию, которое оформляется после прохождения специализированной медико-санитарной экспертизы (МСЭ).
Среди богатого разнообразия методик и технических средств для оценки звуковосприятия наиболее эффективным является аудиометрия с помощью специализированного оборудования. Использование электронных аудиометров сочетает точность диагностики с высокой скоростью обследования. Такой тест слуха не требует внедрения измерительных датчиков глубоко в слуховой канал; как следствие, безопасен для человека и не вызывает дискомфорта либо болезненных ощущений.