В результате первичной настройки слуховой аппарат настроен согласно аудиологической кривой (аудиограмме) и субъективным ощущениям пациента. В этом случае слуховой аппарат усиливает все тихие звуки, неслышимые ранее, а очень громкие делает комфортными.
Таким образом пациенту становятся слышны все звуки, но при этом они не вызывают неприятных ощущений.
Для начинающего пользователя слухового аппарата все звуки кажутся другими, и каждый из них требует особого внимания. На этом этапе в качестве помощи слуху необходимо воспользоваться зрением. Каждый звук имеет свой зрительный образ, и этот образ служит опорой слуховым ощущениям пациента. Начинающему носителю слухового аппарата каждый незнакомый, неслышимый ранее звук будет казаться шумом слухового аппарата.
Так, например, часто встречающаяся жалоба пациентов: «Все вокруг шумит!!!» — вызвана тем, что подошвы шуршат, часы тикают, вентиляторы гудят и т.д. Необходимо осознать источники звуков, как бы увидеть их, и привыкнуть к новому звучанию. Мир вокруг нас живет, он наполнен многообразием звуков, но нужно научиться распознавать лишь те из них, которые важны в данный момент, и заострять внимание только на них.
Наиболее успешно обучение восприятию речи происходит при совместном чтении газеты вслух. Пациент следит глазами за текстом, который читает его собеседник. В данном случае информация, воспринимаемая на слух, находит зрительное подтверждение.
Также хорошо помогают беседы один на один в тихой обстановке, при этом пациент должен следить за лицом и движением губ собеседника.
Очень важно уметь выделить голос нужного собеседника из множества голосов окружающих людей. Для лучшего понимания его речи при общении среди нескольких человек, необходимо научиться отличать голос одного собеседника от другого.
Для этого нужно сыграть в простую игру: пациент садится между двумя мужчинами с очень похожими голосами, и, не глядя на них, следит за беседой. Пациент должен понять не что говорят, а кто именно говорит. В результате пользователь слухового аппарата учится улавливать голос конкретного человека.
Почему? Давайте разберемся... Для того, чтобы услышать голос собеседника, звучащий, например, из телевизора, необходимо:
Сложной называется такая акустическая ситуация, в которой речь, подлежащая распознанию, замаскирована другими окружающими звуками. Такими звуками могут быть: шум уличного транспорта, множество голосов в кабинете, шум цехового оборудования, и т.д. Также сложной называется та ситуация, в которой пользователь слухового аппарата обязан понять каждое слово, так как от этого может зависеть качественное выполнение им профессиональных обязанностей или карьера.
Переходить к использованию слуховых аппаратов в сложных ситуациях можно только после того, как были успешно пройдены все предыдущие этапы привыкания. Последовательные действия по освоению устройства позволяют реально оценить возможности слухового аппарата и понять, насколько полно можно его использовать.
Первая стадия привыкания: знакомство с новым миром звуков
Для начинающего пользователя слухового аппарата все звуки кажутся другими, и каждый из них требует особого внимания. На этом этапе в качестве помощи слуху необходимо воспользоваться зрением. Каждый звук имеет свой зрительный образ, и этот образ служит опорой слуховым ощущениям пациента. Начинающему носителю слухового аппарата каждый незнакомый, неслышимый ранее звук будет казаться шумом слухового аппарата.
Так, например, часто встречающаяся жалоба пациентов: «Все вокруг шумит!!!» — вызвана тем, что подошвы шуршат, часы тикают, вентиляторы гудят и т.д. Необходимо осознать источники звуков, как бы увидеть их, и привыкнуть к новому звучанию. Мир вокруг нас живет, он наполнен многообразием звуков, но нужно научиться распознавать лишь те из них, которые важны в данный момент, и заострять внимание только на них.
Вторая стадия привыкания: разговор с одним собеседником
Голоса всех людей звучат по-разному (бас, баритон, сопрано, контральто, тенор, фальцет и т.д.), поэтому необходимо привыкнуть к звучанию каждого голоса.Наиболее успешно обучение восприятию речи происходит при совместном чтении газеты вслух. Пациент следит глазами за текстом, который читает его собеседник. В данном случае информация, воспринимаемая на слух, находит зрительное подтверждение.
Также хорошо помогают беседы один на один в тихой обстановке, при этом пациент должен следить за лицом и движением губ собеседника.
Третья стадия привыкания: участие в групповой беседе
Даже похожие на первый взгляд голоса отличаются неуловимым для слуха, но характерным лишь для этого человека звучанием.Очень важно уметь выделить голос нужного собеседника из множества голосов окружающих людей. Для лучшего понимания его речи при общении среди нескольких человек, необходимо научиться отличать голос одного собеседника от другого.
Для этого нужно сыграть в простую игру: пациент садится между двумя мужчинами с очень похожими голосами, и, не глядя на них, следит за беседой. Пациент должен понять не что говорят, а кто именно говорит. В результате пользователь слухового аппарата учится улавливать голос конкретного человека.
Четвертая стадия привыкания: прослушивание теле- и радио- передач
Живой голос собеседника, сидящего напротив, понять намного проще, чем голос того же человека, воспроизведенный любой акустической системой.Почему? Давайте разберемся... Для того, чтобы услышать голос собеседника, звучащий, например, из телевизора, необходимо:
- записать голос через микрофон (первое электроакустическое искажение звукового сигнала),
- воспроизвести записанный (и искаженный) голос через динамик телевизора (второе электроакустическое искажение звукового сигнала),
- усилить полученный звук с помощью слухового аппарата, который искажает звуковой сигнал в соответствии с аудиологической кривой пациента (третье электроакустическое искажение).
Пятая стадия привыкания: сложные акустические ситуации
Что понимается под сложной акустической ситуацией?Сложной называется такая акустическая ситуация, в которой речь, подлежащая распознанию, замаскирована другими окружающими звуками. Такими звуками могут быть: шум уличного транспорта, множество голосов в кабинете, шум цехового оборудования, и т.д. Также сложной называется та ситуация, в которой пользователь слухового аппарата обязан понять каждое слово, так как от этого может зависеть качественное выполнение им профессиональных обязанностей или карьера.
Переходить к использованию слуховых аппаратов в сложных ситуациях можно только после того, как были успешно пройдены все предыдущие этапы привыкания. Последовательные действия по освоению устройства позволяют реально оценить возможности слухового аппарата и понять, насколько полно можно его использовать.
Читайте также
Услуги
Коррекция слуха, слухопротезирование
При покупке слухового аппарата бесплатно!
Во всех центрах «Студия Слуха» вы можете ознакомиться с различными моделями слуховых аппаратов ведущих мировых производителей реабилитационной техники по слуху. Все компании-производители слуховых аппаратов предлагают модели для разных категорий пользователей. Цена: от 2500 руб.*
Товары в нашем каталоге